Немногие догадываются, что желание вновь и вновь приобретать новые вещи – результат грамотно продуманной маркетинговой стратегии, автором которой стал Альфред Пи Слоан.
Слово «распродажа», несомненно, привлекает любого потребителя. Что же обычно стоит за заманчивым предложением бизнеса сегодня? Чаще всего это возможность приобрести вещь по ее реальной стоимости, а не с огромной наценкой.
Покупка новой вещи не всегда связана с ее необходимостью. Старые машины продолжают ездить, холодильники поддерживают заданную температуру, экран телевизора показывает четкое изображение, одежда и обувь защищают от непогоды. И, тем не менее, у многих людей при использовании старых вещей возникает чувство ущербности. Кого же поблагодарить за это?
Давайте обратимся к истории. В 20 – х годах прошлого века возникла маркетинговая стратегия – слоанизм, автором которой являлся Альфред Пи Слоан. Этот человек занимал должность президента «Дженерал Моторс». В Америке автоконцерн имел достаточно серьезного конкурента – компанию «Форд». Борьба двух корпораций являла собой столкновение жизненных философий и мировоззрения.
В те, уже далекие для нас, годы корпорация Форд получала максимальную прибыль, выпуская одну и ту же модель, при этом сохраняя дизайн, цвет и технические характеристики автомобиля. Покупая продукцию «Форд», клиент платил деньги за качество и надежность. Слоан, в противоположность конкурентам, выдвинул разработанную им стратегию «поверхностного улучшения». Данная стратегия заключалась в ежегодном изменении дизайна и ТТХ своих автомобилей и последующей раскрутки новинки. В основе бизнес плана была заложена цель – породить некоторую степень неудовлетворенности старой моделью и создать спрос на покупку новой.
Естественно, что удачно выбранная стратегия, принесла предпринимателю, внедрившему ее, хорошую прибыль. Некоторые историки маркетинга считают, что именно слоанизм стал причиной возникновения таких явлений, как избыточное потребление (у крутого человека должна быть новая, более совершенная вещь), клубность (покупая брендовый костюм, ты присоединяешься к обществу респектабельных людей), фрустрация бедноты (без наличия модной дорогой вещи трудно найти приличную работу или познакомиться с девушкой). Также среди последствий слоанизма можно выделить феномен распродаж, необходимость брать кредиты на совершенно ненужные вещи, кризис перепроизводства.
Альфред Пи давно умер, но бизнес сегодня не перестает играть по его правилам. И кто знает, миновал бы нас мировой кризис, если бы Форд с таким же рвением продвигал свою торговую стратегию.